• Внимание, изменения от 21.09.2018 года в разделе "Действующие" и "Включенные" Перечня организации и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.
  • 12 марта 2018 года произошел сбой в работе подсистемы Веб-СФМ, проводятся работы по устранению неполадок.
  • Внимание! 27.02.2018 г. Доступен формат XML и XLS для автоматизации Перечня организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.
  • «Доводим до Вашего сведения, что в связи с нестабильной работой Интернета возможна некорректная загрузка страниц подсистемы Веб-СФМ»
  • «Санкционный список Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федераций» от 2 ноября 2017 года.
  • Внимание, уважаемые посетители сайта! Ошибки работы электронной почты info@kfm.gov.kz устранены, почта работает в штатном режиме.
  • Уважаемые субъекты финансового мониторинга! Ошибки в подсистемах АРМ-СФМ, Web-СФМ устранены, подсистемы функционируют в штатном режиме.
  • В соответствии с изменениями в ПП РК № 1484 от 26 февраля 2016 г., в разделе "В помощь СФМ" - "СДФО" - "АРМ СФМ" размещены актуализированные НСИ и СЛК и НСИ для БИС.
  • ВНИМАНИЕ! Начиная с 52 версии браузера Mozilla Firefox перестает работать Java апплет, в связи с чем могут возникнуть проблемы при подписании документов с помощью ЭЦП. Рекомендуем не проводить работы по обновлению браузера на Вашем компьютере".

В Министерстве финансов РК состоялась научно-практическая конференция, приуроченная к юбилейной дате Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан

15 мая 2018 года в Министерстве финансов РК состоялась научно-практическая конференция, приуроченная к юбилейной дате Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан на тему «Методологические основы и практические подходы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Торжественную часть мероприятия с краткими итогами о 10-летним функционировании Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан, являющимся основным игроком в системе противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма Республики Казахстан, открыл Министр финансов Республики Казахстан Бахыт Султанов.

Помимо поздравления, Министр Султанов поставил первостепенные задачи перед Комитетом, над осуществлением которых необходимо направить все усилия:

Первое, 10 лет назад, когда было принято решение о создании финансовой разведки нашей страны, при всем многообразии возможных форм такого органа, остановились на том, что Комитет по финансовому мониторингу будет административным ПФР (подразделением финансовой разведки). И будет позиционировать себя как естественный технический партнер субъектов финансового мониторинга, прежде всего банков, с одной стороны и правоохранительных органов с другой стороны. Было решено не наделять Комитет ни правоохранительными, ни контрольно-надзорными функциями. Время показало, что это было правильное решение, которое позволило Комитету сосредоточить свои усилия на разработке требований к субъектам для того, чтобы сомнительные трансакции не совершались в нашей финансовой системе. Отсутствие правоохранительной функции и функций контроля и надзора позволило создать дружественную и открытую среду взаимодействия Комитета с субъектами. На сегодняшний день сформированы законодательные и организационные подходы анализа финансовой информации. Теперь необходимо перейти непосредственно к эффективной реализации этой превентивной функции. Что нужно для этого?

Во-первых, необходимо внедрить новые подходы к сбору и анализу информации о сомнительных трансакциях. Если на первых порах такие подходы базировались на отдельных признаках финансовых операций, то сейчас накопленный опыт позволяет дать субъектам, прежде всего банкам, более совершенные инструменты выявления подозрительной деятельности. Речь идет о типологиях, схемах, способах отмывания денег и

финансирования терроризма, которые Комитет должен разработать, а субъекты творчески применять. Такой подход позволит существенно поднять качество информации, поступающей в Комитет, а, следовательно, повысить результативность анализа такой информации.

Во-вторых, банки и другие субъекты финансового мониторинга должны добросовестно выполнять законодательство по ПОД/ФТ.

В-третьих, к субъектам – нарушителям законодательства должны применяться санкции. Эти санкции должны быть разумными, но при этом эффективными, то есть сдерживающими. Регулятор должен иметь методики оценки соответствия субъектов качественным требованиям, своевременно выявлять нарушения и требовать их немедленного устранения.

Таким образом, для решения этой задачи требуется понимание и тесное взаимодействие всех заинтересованных участников этой системы – финансовых институтов, Комитета и регулятора.

Второе, необходимо разработать и законодательно закрепить механизмы розыска и возврата похищенных и отмытых активов. Этот механизм должен предусматривать возможности раздела и возврата конфискованного имущества со странами, в которых это имущество найдено, на основе переговорного процесса, без обращения в судебные инстанции. Такие механизмы есть и стандарты ФАТФ требуют их применения, особенно в тех случаях, когда конфискация является прямым или косвенным результатом скоординированных действий финансовых разведок и правоохранительных органов двух стран.

Это позволило бы уменьшить нагрузку на бюджет, связанную с участием в судебных процессах за рубежом, а возвращенные активы были бы компенсацией нашему обществу за совершенные преступления отмывания денег.

Для решения этой задачи помимо Комитета необходимо привлечь Министерство национальной экономики, Комитет по государственному имуществу и приватизации Минфина, а также Генеральную прокуратуру и правоохранительные органы.

Третье, необходимо разработать механизм применения целевых финансовых санкций, относящихся к распространению оружия массового уничтожения, в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН.

Это позволит укрепить авторитет Казахстана на международной арене, как страны неукоснительно соблюдающей нормы международного права и решения Совбеза ООН.

Для решения этой задачи Комитету необходимо работать совместно с Министерством иностранных дел, Министерством по инвестициям и развитию, Комитетом национальной безопасности.

В 2020 году Казахстану предстоит пройти вторую оценку Евразийской группы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (ЕАГ) на предмет соответствия и эффективности национальной системы ПОД/ФТ. Обновленные международные стандарты ФАТФ требуют от страны наличие координационного механизма, который бы отвечал за выработку и пересмотр национальной политики в сфере ПОД/ФТ. Нужно придать новый импульс работе межведомственной комиссии по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма, привлечь к работе все заинтересованные государственные органы, пересмотреть ее цели, превратить МВК в эффективный координационный механизм, направленный, в том числе, и на решение поставленных им задач.

 

С поздравительной речью выступили также Председатель Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК Гульжана Карагусова, депутат Мажилиса Парламента РК Азат Перуашев, постоянный представитель Всемирного Банка в Казахстане Ато Браун, заместитель Главы Офиса программ ОБСЕ в Астане Диана Дигол, председатель Совета Ассоциации финансистов Казахстана Юлия Якупбаева, экс-председатели Комитета по финансовому мониторингу МФ РК Утебаев М.С. и Таджияков Б.Ш.

Научно-практическая часть конференции началась с доклада д.э.н., профессора, Академика международной экономической Академии Евразии и Казахстанской Национальной Академии Естественных наук, Финансовой академии Министерства финансов Республики Казахстан Алданыша Нурумова и д.э.н., профессора, Академика, действенного члена Международной академии информации Загиры Искаковны.

Они рассказали о национальной системе ПОД/ФТ в процессе подготовки специалистов в АО «Финансовая академия».

Было отмечено, что АО «Финансовая академия» на ежегодной основе разрабатывает План мероприятий по совместной деятельности с Комитетом, в целях подготовки высококвалифицированных кадров был подписан Меморандум о сотрудничестве с Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга (Российская федерация), в целях совершенствования системы подготовки кадров по программе ПОД/ФТ совместно с Комитетом разработала образовательные программы и курсы повышения квалификации для субъектов финансового мониторинга.

На сегодняшний день АО «Финансовая академия» разрабатывает образовательные программы по финансовому мониторингу в целях совершенствования подготовки кадров для систем ПОД/ФТ Республики Казахстан. С этой целью в рамках первого проекта планируется выйти на подготовку учебного пособия «Особенности системы ПОД/ФТ в Республике Казахстан». В рамках второго планируется разработка образовательной программы по финансовому мониторингу для Республики Казахстан.

С проблемами противодействия отмывания денежных средств в Республики Казахстан поделился заведующий кафедры юридических дисциплин Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан Рустем Нугманов.

В своем докладе Рустем Нугманов отметил, что основной проблемой с сфере отмывания денег является отсутствие системности и упорядочности в применении статьи 218 Уголовного Кодекса Республики Казахстан.

Были приведены ряд таблиц показывающие, что количество регистрируемых в ЕРДР преступлений по ст.218 УК РК значительно меньше, чем количество регистрируемых предикатных преступлений и ещё меньше преступлений данной категории рассмотренных судами с вынесением приговором.

Также отметил, что статья 218 УК РК практически не применяется по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, преступлениям против собственности, преступлениям, совершенным организованной группой (преступной организацией, преступным сообществом, транснациональной организованной группой), редко – по коррупционным преступлениям.

Рустем Нугманов поделился своим взглядом на эту проблему и отметил несколько причин:

1. Неопределенность категорий преступлений, по которым вменение ст. 218 является обязательным.

2. Совокупность причин, обусловленная:

- сложностью доказывания преступного характера приобретенного имущества;

- отсутствием навыков по расследованию преступлений, связанных с «отмыванием денег» и достаточной судебной практики по указанным преступлениям;

- мягкость наказания, предусмотренного санкцией ст. 218 УК РК.

По итогу своего выступления Рустема Нугманова был сделан вывод о том, что Республика Казахстан достигла существенных результатов в формировании системы противодействия легализации преступных доходов.

Имеющиеся проблемы требуют разрешения, и мы уверены, что они будут решены. При этом должен быть использован передовой опыт зарубежных государств.

С докладом на тему «Противодействие легализации (отмыванию) денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем в сети Интернет с использованием ICO (криптовалют)», выступил и.о. начальника отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства Министерства юстиции РК Багдат Нургазинов.

Всех присутствующих на конференции Багдат Нургазинов познакомил в целом что такое криптовалюта , кто её создал и какую опасность она представляет.

Очевидно одно, что сама идея использования технологии блокчейна уникальна, так как ее можно использовать в развитии банковской сферы как один из прогрессивных инструментов облегчения расчетов и производства денежных транзакций. Это связано, прежде всего, с большой надежностью информационной защиты. Проблема состоит в том, что данной технологией могут воспользоваться создатели финансовых пирамид.

Изучение фабул уголовных дел позволило определить некоторые признаки, характерные для создания финансовой пирамиды, а именно:

- попытки привлечь как можно большее количество граждан с обещаниями о значительной денежной прибыли и бонусов, которые не предоставит ни одна микрокредитная организация и банк, что уже является подозрительным;

- целью организации, деятельность которой связана с созданием финансовой пирамиды или как их еще называют «черных кредиторов» является вывод финансовых средств за пределы страны, поэтому их учредителями являются иностранные граждане;

- сотрудники финансовой пирамиды пытаются завлечь своих клиентов демонстрацией красочных брошюр и информацией о грандиозных проектах и имеющихся в их распоряжении влиятельных партнерах, однако одним из главных условий быстрой высокой доходности будет обязательное привлечение новых клиентов и выплата полагающихся за их привлечение дополнительных бонусов.

Также он отметил, что любая финансовая пирамида будет развиваться только при наличии таких условий как: безграмотность и безысходность определенных граждан, человеческой алчности и скупости.

Применение криптовалют и других децентрализованных технологий все еще находится на этапе осмысления. Предсказать, какие из ныне существующих проектов смогут пробить себе дорогу в большую жизнь, достаточно трудно. Проблема состоит в том, что блокчейн используется не только реальными разработчиками, но и создателями финансовых пирамид, желающих заработать на росте интереса к данной технологии .

По мнению Председателя Национального Банка Республики Казахстан Д. Акишева криптовалюта не представляет никакой ценности, стоимости и обязательств каких-либо лиц. Вся природа операций происходит за рубежом и Нацбанк Казахстана не может никаким образом осуществлять регулирование данной валюты. Так же он призвал казахстанцев не вкладываться в криптовалюту.

Опасения Главы национального финансового регулятора понятны, так как некоторые граждане страны уже испытывают определенный интерес к определенным разновидностям цифровых валют, созданных и контролируемых на базе криптографических методов как средство вложения собственных денежных инвестиций для улучшения своего благосостояния.

По словам Багдата Кабылкадыровича, ими было предложено Национальному Банку Республики Казахстан в рамках текущей законодательной деятельности проработать вопрос о дополнении подпунктом 18 статьи 1 Закона РК «О валютном регулировании и валютном контроле» путем включения как одного из основных понятий, используемых в указанном Законе «денежные суррогаты» и последующего введения запрета использования криптовалюты как платежного средства на территории страны с установлением соответствующей ответственности в законодательстве Республики Казахстан.

Данное предложение обосновывается тем, что денежной единицей в Казахстане согласно пункта 1 статьи 127 Гражданского кодекса РК является тенге. В связи с тем, что биткоин, являясь «денежным суррогатом», не имеет обеспечения реальной стоимостью не может использоваться физическими и юридическими лицами на территории страны как средство платежа. Кроме того, это противоречит нормам Закона Республики Казахстана «О валютном регулировании и валютном контроле».

Вопросами взаимодействия Службы экономических расследований и Комитета по финансовому мониторингу МФ РК в своем докладе поделился начальник 1-го оперативного управления Департамента оперативно-розыскной деятельности Службы экономических расследований Комитета государственных доходов МФ РК Чингиз Дусанов.

Руководитель управления F7 Комитета по финансовому мониторингу МФ РК Данияр Тукенов выступил с докладом на тему «Основные направления совершенствования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Им была озвучена работа Комитета по финансовому мониторингу в связи с подготовкой ко второму раунду взаимной оценки ЕАГ, которую наша страна должна пройти в 2020 году. В этой связи возникла необходимость внесения изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан.

В рамках реализации Рекомендаций ФАТФ Комитетом по финансовому мониторингу разработана Концепция к проекту Закона которая предусматривает 5 основных изменений:

1. по замораживанию - в отношении лиц, включенных в резолюции Совета Безопасности ООН, относящимися к предупреждению, воспрепятствованию и прекращению распространения оружия массового уничтожения и его финансирования;

2. по финансовому мониторингу в отношении национальных публичных должностных лиц;

3. по определению государственных органов и СРО, которые будут осуществлять контроль и регулирование деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за субъектами финансового мониторинга;

4. по обеспечению наличия достаточной, точной и своевременной информации о бенефициарной собственности.

5. по созданию отдельного фонда конфискованного имущества (механизм, которых позволит компетентным органам эффективно управлять и при необходимости распоряжаться имуществом, которое было заморожено, или изъято, или конфисковано).

Было отмечено, что необходимо только скорейшее инициирование законотворческого процесса, чтобы в условиях поддержки Правительства и бизнес-сообщества в лице субъектов финансового мониторинга, уже в самом скором времени вывести казахстанскую систему ПОД/ФТ на качественно новый уровень и иметь все основания претендовать на существенное усиление роли Республики Казахстан в таких влиятельных международных организациях, как ФАТФ и ЕАГ.

Научно-практическая часть конференции завершилась докладом главного эксперта управления F1 Комитета по финансовому мониторингу

МФ РК Алии Беисовой на тему «Оценка рисков как инструмент предупреждения отмывания денег, и финансирования терроризма в Республике Казахстан».

Оценка рисков отмывания денег и финансирования терроризма является требованием международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения. Начиная с 2012 Группа по борьбе с отмыванием денег смещает акценты в международной борьбе с ОД/ФТ и внедряет этот элемент для применения странами риск-ориентированного подхода в рамках своих режимов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. По задумке ФАТФ, страны должны уделять внимание не столько созданию национальных систем и укреплению их правовой основы, а сколько оценке их эффективности. Так оценка рисков становится основным компонентом международной борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Беисова Алия подробно рассказала о проделанной работе Комитета на сегодняшний день в этом направлении и о работе, которой ещё предстоит провести.

Сама оценка, ее результаты и план по ее итогам послужат основой для эффективного распределения ресурсов в рамках режима ПОД/ФТ. Вместе с тем, у страны появится возможность заблаговременно среагировать и минимизировать существующие в стране риски отмывания денег и финансирования терроризма.

Завершит оценку принятие плана мер, направленных на снижение выявленных страной рисков ОД/ФТ. Введение в действие такого документа будет означать то, что оценка рисков ОД/ФТ завершена полностью. Применение мер по все фронтам ПОД/ФТ позволит исправить имеющиеся недочеты и пробелы в системе ПОД/ФТ, распределить технические, финансовые и трудовые ресурсы эффективном образом. Стоит понимать, что качественно проведенная оценка рисков ОД/ФТ также повысит шансы страны получить достойный рейтинг по сразу нескольким Рекомендациям ФАТФ. При этом проводя ее нужно знать, что это она – это не только требование ФАТФ, но и мощный инструмент, который поспособствует развитию национальной системы ПОД/ФТ Республики Казахстан.

В целом научно практическая конференция показала, заинтересованность всех участников национальной системы ПОД/ФТ в совершенствовании этой системы и внедрения международных стандартов, как сказал Президент.

Обращение Министра финансов

Уважаемые посетители сайта! Рад приветствовать Вас на сайте Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов РК. Читать далее

Объявления

22 сентября 2018 года будут проводиться технические работы в подсистеме «Web-СФМ». В этой связи система не будет доступна использованию с 10:00 часов до 12:00 часов того же дня.

Внимание, тел. горячей линии по вопросам восстановления пароля к закрытой части Перечня организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма: +7 778 586 22 40

размещено: 22.06.2017 (15:58)

Пошаговая инструкция как зарегистрироваться в ИС WEB СФМ

Как зарегистрироваться в ИС WEB СФМ для физических лиц

Как зарегистрироваться в ИС WEB СФМ для юридических лиц

размещено: 19.09.2018 (11:10)

Уважаемые субъекты финансового мониторинга, Национальный удостоверяющий центр Республики Казахстан проводит работы в рамках Плана мероприятий по увеличению срока действия регистрационных свидетельств на 3 года на защищенных носителях (удостоверение личности, Kaztoken, eToken, аKey, jaCarta). Для успешной отправки формы ФМ-1 необходимо перевыпустить регистрационные свидетельства Национального удостоверяющего центра.

размещено: 17.08.2018 (19:35)

Субъектам финансового мониторинга

В настоящее время, Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Комитет)  прорабатывает вопрос по внесению изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 23 ноября 2012 года № 1484 «Об утверждении Правил представления субъектами финансового мониторинга сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, и признаков определения подозрительной операции».

В этой связи, просим в срок до 10 августа текущего года представить в Комитет на электронный адрес b.nurushev@minfin.gov.kz обоснованные предложения по совершенствованию Правил предоставления субъектами финансового мониторинга сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу.

размещено: 28.07.2018 (12:15)

Касательно уведомления о начале или прекращении деятельности

Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Комитет) информирует, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», субъекты финансового мониторинга, указанные в подпунктах 7) (за исключением адвокатов), 13), 14), 15) и 16) пункта 1 настоящей статьи, обязаны направить уведомление о начале или прекращении деятельности в уполномоченный орган в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

Вышеуказанное уведомление автоматизировано в информационной системе «Государственная база данных «Е - лицензирование»(раздел «Финансы» - «Уведомительный порядок»), в связи с чем уведомляем о возможности направления уведомления электронным способом.   

Для лиц подавших уведомление о начале осуществления деятельности на бумажном носителе, повторная подача уведомления посредством данной системы не требуется.

размещено: 25.08.2017 (10:45)

Сентябрь, 2018

 
ПнВтСрЧтПтСбВс
     
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30